пятница, февраля 18, 2011

Пальчиковые игры

Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом — выстроена «банька». Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:
                 Пусти в баньку!
                 Не протопил еще, — отвечает взрослый.
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого:
                 Пусти в баньку!
                 Мыльца нет.
Так поочередно каждый пальчик малыша «просится в баньку» — взрослый может ответить: «Водичка холодна» или «Веничка нет». Наконец взрослый зовет:
Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того как взрослый, зажав палец ла­донями, начнет его тереть.
Взрослый заплетает пальцы руки один за другой — средний за ука­зательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный.
Протягивает руку к малышу:
                 Барашка купишь?
Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом:
                 Ой, пропал!
Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто — самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок «поймает барашка», на­ступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом.
Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный за средний), тогда уже продают не барашка, а петушка.
При игре детей постарше происходит такой диалог;
                 Барашка купишь?
                 А сколько просишь?
                 Сто.
                 Много будет. Дам десять.
                 Девяносто!
                 Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец «покупатель» быстро произносит: «Беру!» — и пытается схватить барашка. «Продавец», чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами «Так пропал!».
Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.
Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» — вытягивая ука­зательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой.
Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» — вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребен­ка, продолжает: «Моя спеет!» — вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» — поднимая средний палец левой руки.
Перечисление разных видов работ — «молотит», «мелет» — должно продолжаться до тех пор, пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.
Такой вариант игры доступен детям начиная с 4—5 лет.
Ребенку младшего возраста взрослый сначала просто показывает «меленку» на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их, поднимая и опуская.
Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль:
«Моя пашет!» — «И моя пашет!»
«Моя сеет!» — «И моя сеет!»
Выбрав водящего, играющие рассаживались вокруг стола, положив руки ладонями на стол. Водящий произносил: «Сова летит!»— поднимая при этом один из пальцев. Каждый игрок, отрывая от стола тот же палец, как бы подтверждая достоверность сказанного. Опустив палец, водящий продолжал: «Ворон ле­тит!» — и отрывал от стола другой палец. Игроки вновь повторяли его движения. Темп игры убыстрялся; внезапно водящий, поднимая палец, произносил: «Щепка летит!» Догадливые игроки не отнимали пальцы от стола, недогадливые или рассеянные под­нимали пальцы и... выходили из игры или даже получали от водящего щелчки.
Руки ребенка подняты, большие пальцы поджаты к ладони, остальные — выпрямлены. Ладони приближены друг к другу, восемь пальцев представляют собой единый числовой ряд (от 1 до 8).
По команде взрослого «Чет!» ребенок поочередно сгибает все четные пальцы — безымянный и указательный левой руки, средний и мизинец правой. Остальные пальцы остаются выпрямленными.
По команде «Нечет!» сгибаются все нечетные пальцы — мизинец и средний левой руки, указательный и безымянный правой.
Игра развивает четкую, осознанную координацию движений и поначалу очень сложна для ребенка: сгибаются совсем не те пальцы, что нужно. Чтобы правильно выполнить комплекс движений, ему требуется помощь взрослого: придержите те пальцы ребенка, которые должны оставаться выпрямленными.
Когда стереотип движения освоен, игра может стать групповой. При помощи считалки выбирается водящий, он и командует: «Чет - нечет!» Ошибающиеся по очереди выходят из игры, пока с водящим не останется победитель.
Руки ребенка (охотника) слегка вытянуты вперед, ладони рук раскрыты и обращены друг к другу, расстояние между руками около 10 см. Взрослый (дичь) кладет свою ладонь между ладонями ребенка, который пытается, как бы поймать руку взрослого, зажав ее между своими ладонями. Если ему это удалось, то игроки меняются ролями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий